Природа так обо всем позаботилась,
что повсюду ты находишь, чему учиться. 
                                         Леонардо да Винчи

Физика – основа техники, поэтому широко используется для исследований в биологии, географии, истории и экологии. В наши дни радио, телевидение, популярная литература активно знакомят с новыми достижениями науки и техники. Эту информацию необходимо использовать, обобщать, применять на уроках и внеклассных занятиях и мероприятиях. Целый ряд физических сведений получают учащиеся на уроках биологии, географии, природоведения, естествознания, экологии, истории, за счет собственных наблюдений за растительным миром, природными условиями. Это дает возможность разнообразить уроки, сделать их увлекательными, интересными, запоминающимися. Активизировать деятельность учащихся, развивать в них творческие возможности, логическое мышление позволяют задачи, имеющие связь с дисциплинами естественно – научного, исторического, гуманитарного цикла.

Межпредметные связи содействуют формированию у учащихся цельного представления о явлениях природы, помогают им использовать свои знания при изучении различных предметов. Ведь мир окружающий нас интересует школьников, побуждает их отвечать на вопросы, которые перед ними ставит жизнь. Поэтому введение в учебный процесс иллюстративных сведений по истории, экологии, географии, биологии дает возможность учителю физики больше связать предмет с важными аспектами жизни природы, с деятельностью человека, с историей. Применение примеров и задач с элементами истории, географии, биологии, экологии на уроках и во внеурочное время поможет лучшему усвоению учебного материала. Привлечение этого материала служит развитию у ребят творческих способностей, умению наблюдать, формирует умения работы с дополнительной литературой, формирует умения применять знания для объяснения явлений наблюдаемых в природе, в окружающей жизни.

Явления природы взаимно связаны. Эту взаимосвязь необходимо раскрывать перед учащимися при изучении всех естественнонаучных дисциплин. Большую роль в формировании целостной картины мира на уроках физики играет составление и решение задач. Эти задачи должны удовлетворять определенным требованиям: они должны быть связаны с изучаемой темой и способствовать более прочному и глубокому усвоению физических закономерностей, должны научить практическому применению этих закономерностей в биологии, географии, истории. Экологии. Очень полезна работа с дополнительной и справочной литературой, на основе которой школьники самостоятельно могут составлять задачи и сообщения к уроку. Конечно, целесообразней излагать этот материал с использованием компьютерных технологий, видеотехники, плакатов и иллюстраций, географических и исторических карт, таблиц и наглядных пособий. Так при изучении темы «Капиллярные явления» можно показать отрывки видеофильма «Кровеносная система», «Строение корня». При изучении темы «Глаз – оптическая система» можно показать плакат «Зрение в животном мире» и т.д. Самое главное — это не перегрузить урок наглядными пособиями, чтобы он не потерял физической сущности.

Истина науки – это спокойный,
все освещающий свет, подобный теплу, в котором
распускаются все и который способствует раскрытию
внутренних сокровищ на просторах жизни.

Г. Гегель